Аннотация. Данное пособие
включает в себя описание общих правил проведения
сборов и учетов численности беспозвоночных
животных, а также приборов и оборудования для
энтомологических исследований. Приводится общий
план организации учебного занятия и методики
сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке
и на древесине: ручной разбор, использование
биоценометра, лов на приманку, ловчими
цилиндрами и канавками, способы выгонки
беспозвоночных из субстрата и т.д.
Введение
Основные методики изучения беспозвоночных
животных связаны, главным образом, с двумя
задачами – выявлением закономерностей
организации их сообществ («научная» задача) и коллекционными
сборами («прикладная» задача). Во многом, эти
методики схожи и взаимно пересекаются. Связано
это, в первую очередь, с необходимостью отлова
животных в обоих случаях.
В последнее время идея коллекционирования
беспозвоночных, особенно насекомых, ставится
под сомнение в связи с проблемами охраны
природы. Особенно это относится к
коллекционированию бабочек многочисленными
любителями природы, многие из которых – дети.
Наилучший вариант «замещения»
коллекционирования беспозвоночных – изучение
их популяций с использованием научных методик прижизненного
изучения.
Изучение видового богатства и численности
животных - один из основных вопросов
экологических исследований. Численность -
важнейшая характеристика вида в конкретном
сообществе и на ее основе можно анализировать
целый ряд других экологических показателей, в
частности - временное и пространственное
разнообразие фаун, уровень которых часто
считается показателем лучшего или худшего
состояния экосистемы.
В связи с вышеизложенным, целью данной работы
является изучение основных характеристик
населения беспозвоночных животных в различных
средах их обитания.
Данное занятие является первой частью работы
по изучению беспозвоночных – в ней речь пойдет
об изучении подстилки и древесины. Во второй
части (занятие № 4, летний сезон) будут
изучены животные травяного яруса и древесных
крон, а также летающие насекомые. Беспозвоночные
животные, обитающие в водной среде, изучаются на
специальном занятии данной серии («Изучение
водных беспозвоночных реки и оценка ее
экологического состояния» - занятие № 7, летний
сезон).
Некоторые этические правила проведения
исследований
Неотъемлемой частью любых зоологических
исследований является определение видов. При
этом в случае с беспозвоночными животными, точно
идентифицировать живой материал часто бывает
затруднительно в связи с тем, что в большинстве
случаев бывает необходимым анализировать мелкие
подвижные структуры насекомых (количество
члеников и волосков, особенности строения
гениталий, форму чешуек и расположение жилок на
крыльях и т.д.).
К сожалению, при проведении серьезных научных
исследований, животных усыпляют или умерщвляют.
Более того, для опознания вида важным является
осуществление серийных сборов (по несколько
экземпляров каждого таксона или пола), в связи с
тем, что даже самые основные диагностические
признаки подвержены значительной изменчивости.
Серийные сборы необходимы также и при выполнении
целого ряда специфических экологических работ:
изучении динамики численности и плотности
населения насекомых, влияния факторов среды
обитания на морфологические особенности
строения особей, при оценке биотопического или
субстратного разнообразия видов и т.д.
Вместе с тем, в соответствии с законом
Российской Федерации "Об охране и
рациональном использовании животного мира"
(статья 42) сбор и "пополнение зоологических
коллекций, находящихся в личной собственности
граждан ... запрещается, за исключением
коллекций, состоящих из трофеев охоты,
рыболовства...".
Таким образом, все собираемые школьниками
зоологические материалы для хранения дома, в
кружках или школах попадают под действие этой
статьи и считаются незаконными. Изъятие
животных из природы разрешено лишь
специализированным научно-исследовательским
учреждениям и общественным объединениям,
способным обеспечить грамотный сбор и хранение
зоологических объектов.
В связи с этим, при выполнении
учебно-исследовательских работ с учащимися
следует ограничиваться методами прижизненного
изучения беспозвоночных, в идеале – даже без
отлова животных...
Приобрести данное методическое пособие всего
за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков: