Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
МАГАЗИН >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная

Методические материалы

Полевой практикум
    Программа "Экологический ликбез"
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Программа "Эколог-исследователь"
    Тематики исследований

Методические пособия
    Ландшафтоведение (география)
    Ботаника и геоботаника
    Зоология
    Водная экология и гидробиология
    Мониторинг и биоиндикация
    Организационные вопросы

Учебные фильмы
    Осенний сезон
    Зимний сезон
    Весенний сезон
    Летний сезон

Компьютерные определители
    Грибы
    Водоросли
    Лишайники
    Мохообразные
    Деревья и кустарники зимой
    Деревья и кустарники летом
    Дикорастущие цветы
    Бабочки
    Насекомые-вредители
    Водные беспозвоночные
    Рыбы
    Амфибии (земноводные)
    Рептилии (пресмыкающиеся)
    Птицы и птичьи гнезда
    Млекопитающие (звери)

Определители растений
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов и полей
    Цветы водоемов и болот

Карманные определители
    Обитатели водоемов
    Птицы
    Звери и их следы

Определительные таблицы
    Грибы: часть 1
    Грибы: часть 2
    Лишайники
    Водоросли
    Мхи
    Первоцветы
    Цветы лесов
    Цветы лугов
    Цветы водоемов
    Деревья зимой
    Кустарники зимой
    Деревья летом
    Кустарники летом
    Водные беспозвоночные
    Дневные бабочки
    Рыбы
    Амфибии и рептилии
    Зимующие птицы
    Перелетные птицы
    Млекопитающие

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стай

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1996

Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стайДанная тема является «универсальной», т.е. может изучаться во все периоды года (кроме гнездового), но, также как и тема по изучению территориального поведения стай, наиболее «выигрышна» именно осенью. В это время птицы уже сформировали более или менее устойчивые смешанные стаи, широко кочуют по лесу, численность птиц в стаях высока, а погода позволяет проводить длительные наблюдения и вести записи. Зимой птиц меньше, но, главное, холодно, и вести длительные записи в полевом дневнике невозможно.

Целью данного исследования является описание мест сбора корма разными видами птиц, входящими в смешанные синичьи стаи. При этом, чем больше видов удастся пронаблюдать, тем интереснее окажутся результаты сравнения.

В состав смешанных синичьих стай в средней полосе лесной зоны входят 10-15 видов:

А - собственно синицы - 1) пухляк, 2) большая синица, 3) лазоревка, 4) хохлатая синица, 5) московка, на севере лесной зоны - сероголовая гаичка, на юге и западе в широколиственных лесах - черноголовая гаичка;

Б - виды, не относящиеся к семейству синиц, но являющиеся «полноправными» членами синичьих стай: 6) желтоголовый королек, 7) ополовник (длиннохвостая синица), 8) пищуха, 9) поползень.

Кроме этих (основных) видов синичьих стай в их состав входят также «сопутствующие» виды: 10) большой пестрый дятел и 11) малый пестрый дятел (иногда - трехпалый дятел). Дятлы, как правило, входят в состав синичьих стаек на короткие промежутки времени - когда стайка, кочуя по лесу, «проходит» через территорию обитания дятла.

Теоретически, каждый из видов птиц, входящих в смешанные синичьи стаи, имеет определенную «зону предпочтения» во всем физическом объеме леса. Этот очень интересный факт свидетельствует о длительной совместной эволюции нескольких видов в условиях конкуренции за пищу. Для того, чтобы проследить эти различия в полном объеме требуется очень большой статистический материал (тысячи регистраций, т.е. несколько десятков часов наблюдений), однако в учебных целях достаточно ограничиться гораздо меньшим объемом данных.

Технология наблюдений за кормовым поведением птиц такова.

Найдя смешанную синичью стайку (желательно, чтобы в ней было как можно больше видов) начинают наблюдать за перемещением птиц по ветвям, при каждом перемещении занося данные о местоположении птиц в специальную таблицу (см. ниже).

Графы бланка отражают три основных «измерения» лесного пространства (физического объема леса) по которым происходит основное разделение видов - древесные породы, высотные зоны и части крон. В приведенном выше «стандартном» бланке предусмотрено наличие трех основных древесных пород - ели, сосны и березы, расположенных в 5 высотных зонах. Т.е. «стандартный» бланк рассчитан на его «полное» использование в смешанном высокорослом лесу. В нижней части бланка оставлено пространство для вписывания туда других древесных пород, в случае, если они есть в лесу. В то же время, при использовании данного бланка в лесу, где какой-либо из предусмотренных в стандартном бланке пород нет - отсутствующие породы можно вычеркнуть, или заменить на имеющиеся. То же самое относится и к высотным зонам - отсутствующие высотные зоны из бланка вычеркиваются (например, в низкорослом лесу).

Что касается частей крон, то они стандартны для любого лесного биотопа и не нуждаются в корректировке.

Перед началом собственно орнитологических наблюдений следует провести простейшее геоботаническое описание леса, в котором оно будет проводиться. Геоботаническое описание для целей данного...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие





Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *